Компания Ависофтика
На главнуюПродуктыКонтакты
Версия для печати

Нейтральная информационная среда авиационных перевозок

Февраль, 2014г.
Зубаков Г.В., Директор, Международный логистический клуб
Круглая Г.В., Исполнительный директор, ООО «Эскорт»

Сокращение логистических издержек в бизнес-процессах авиационных предприятий, задействованных в организации грузовых перевозок авиатранспортом, напрямую зависит от уровня интегральной автоматизации этих процессов. Очень важно отметить, что под понятием «интегральная автоматизация», прежде всего, следует понимать не только глубину информационно-технологической поддержки самих бизнес-процессов, но и автоматизацию взаимодействия их между собой.

Термин «авиапредприятие» также трактуется здесь в широком смысле теоретических постулатов управления логистическими цепями поставок, для того чтобы подчеркнуть важность и необходимость интеграции субъектов авиатранспортной деятельности, их эффективного взаимодействия на любых этапах организации авиационной перевозки. Под ним понимаются многочисленные структуры, принимающие участие в сложных процессах организации грузовых авиаперевозок. Это, прежде всего, функциональные подразделения авиакомпаний, отвечающие за бронирование и распределение квот грузовых емкостей воздушного судна, за взаимодействие с внешними по отношению к авиакомпании агентскими, аэропортовыми и федеральными структурами. Это многочисленные экспедиторские компании, выполняющие договорные функции агентств по продаже грузовых перевозок. Это аэропортовые и терминальные комплексы, занятые операциями по наземной обработке груза. Кроме того, это банковские и страховые компании, почтовые структуры, специализированные предприятия по организации перевозок отдельных категорий груза: ценных, опасных, выставочных и др.

Важнейшим элементом, обеспечивающим достижение цели информационной интеграции всех логистических цепей авиатранспортных процессов, получения интегральной информации о состоянии материального, финансового и документального потоков на любых этапах организации авиационной перевозки в любом требуемом разрезе на любом уровне детализации, является реализация так называемой единой информационной среды авиатранспортной логистики. Почему вопрос создания единой информационной среды в последнее время стал настолько важным? Причина – в стремительном развитии информационных технологий. Автоматизация отдельных процессов компаний достигла настолько высокого уровня, что их интеграция уже не может осуществляться по-прежнему, когда фактически сопрягались бумажные носители информации. Современная интеграция требует современного уровня автоматизации, и непроизводительные издержки этого процесса попросту сводят «на нет» все достижения информационных технологий, ставя под сомнение не только те или иные инновации бизнеса, но и эффективность самого бизнеса в целом.

Как часто можно наблюдать ситуацию, когда тот или иной внедренный информационный продукт требует затратного ручного ввода данных из иных информационных систем или бумажных носителей. Затратного – не только во временном аспекте. Прежде всего, дезавуируется сам принцип автоматизации, подвергается сомнению уровень достоверности переносимых сведений, нанося ущерб безопасности информации. Часто, таким же «полуручным/полуавтоматическим» способом, не защищенным от простых операторских ошибок, подготавливаются и необходимые интегральные отчетные формы, требующие наличия сведений из нескольких не связанных друг с другом информационных источников. Нередко с такими проблемами сталкиваются финансовые службы авиапредприятия, для которых вопросы адекватного представления технологических сведений в учетных и отчетных формах планово-экономического отдела и бухгалтерии чрезвычайно важны. Подобные вопросы возникают у подразделений, обеспечивающих взаимодействие с внешними по отношению к авиапредприятию структурами. Как пример, можно привести задачи агентских подразделений, отвечающих за вопросы актуализации суточного расписания, за расчеты и взаиморасчеты с авиакомпаниями и терминальными комплексами, за интеграцию данных из таможенных документальных и электронных форм с перевозочными сведениями, необходимых для быстрого прохождения процедур таможенного и пограничного контроля. С образованием Евразийского Экономического Союза важность правильной интеграции и отображения достоверной информации многократно возрастет. Причина не только в увеличении контролирующих ведомств, но и в частичном нивелировании разницы между международными и внутрисоюзными перевозками из-за возрастания количества внутренних видов авиаперевозок, осуществляемых в режиме транзита. Одобренный резолюцией ЕЭК ООН и активно внедряемый Евразийской экономической комиссией современный принцип «единого окна» авиаперевозок – это, в первую очередь, реализация интегральных технологических схем обработки данных, создание единого информационно-технологического пространства авиатранспортных процессов.

Все вышеперечисленные аргументы подчеркивают необходимость использования аппарата логистики для решения проблем интеграции отдельных бизнес-процессов и сведений из различных перевозочных и товаросопроводительных документов многих субъектов, занятых в обслуживании логистических цепей авиационных перевозок. Только логистические принципы цельного и связного рассмотрения всех логистических потоков интегральной авиационной системы могут служить идеологической основой создания единой информационной среды автоматизируемых авиатранспортных бизнес-процессов. Рассматривая информацию как сведения, отраженные в документальных формах, сопровождающих финансовые и материальные (товарные, грузовые, ресурсные) потоки авиационных перевозок, можно создать матрицу, структуру базы данных единой информационной среды. Отдельные компоненты этой базы данных могут служить основой информационного взаимодействия в рамках отраслевых международных и федеральных стандартов, ведомственных и межведомственных протоколов обмена данными. В том случае, где и когда таких стандартов и протоколов не хватает, информационное взаимодействие может и должно поддерживаться корпоративными стандартами операторской структуры, обеспечивающей функционирование и развитие единой информационной среды, нейтральной по отношению к самой информационной среде.

Несомненно, необходимо, прежде всего, опираться на мировые нормы Системы Варшавской конвенции, на реализованные под эгидой Международной ассоциации воздушного транспорта IATA информационные стандарты. В этой связи, операторская организация, сопровождающая функционирование и развитие единой информационной среды, должна работать в партнерстве с IATA, иметь соответствующий официальный статус, подтверждающий такое партнерство. Корпоративные стандарты могут быть эффективны лишь тогда, когда специалисты операторской структуры профессиональны и имеют необходимый опыт в области технологической поддержки автоматизируемых процессов. Бизнес-процессы, поддерживаемые единой информационной средой, достаточно сложны и могут охватывать технологии смежных сегментов транспортной логистики, например, транспортно-экспедиторских, авиатранспортных, таможенных и др. Поэтому, для обеспечения должного уровня профессионализма, операторская структура должна быть открыта к потенциальному партнерству с компаниями, специализирующимися в тех или иных подведомственных технологических областях. Единая информационная среда таких сложных логистических процессов, какими являются бизнес-процессы авиационных грузовых перевозок, может и должна быть продуктом нескольких взаимосвязанных специализированных технологических провайдеров.

Чрезвычайно важно, чтобы интегральная информационная среда была нейтральна к обслуживаемому ей сегменту рынка. Нейтральность среды означает независимость компании или группы компаний, входящих в операторскую структуру, обеспечивающую функционирование и развитие информационных компонент, поддерживающих те или иные бизнес-процессы, отраслевые и корпоративные стандарты и протоколы информационного обмена, к обслуживаемому сегменту рынка. Например, если то или иное авиапредприятие внедряет и самостоятельно обслуживает те или иные компоненты информационной среды, то вопрос нейтральности может рассматриваться только в отношении бизнес-процессов самого авиапредприятия. Другой пример: та или иная компания, специализирующаяся на информационной поддержке того или иного смежного с авиатранспортным процесса, например, стандартов таможенного информационного обмена, может начать разработку и обслуживание авиатранспортных технологий. В этом случае, следует учитывать, что нейтральны новые технологии будут только к тем сегментам авиаперевозок, которые обслуживаются бизнес-процессами данной «околотаможенной» компании. Обеспечение должного уровня «нейтральности» информационной среды очень важно, поскольку затрагивает основы конфиденциальности и безопасности логистических цепей авиационных перевозок. Нельзя допустить ситуацию, когда сведения о характере финансового и материального потока авиационных перевозок через систему «якобы нейтрального» оператора становятся доступными для анализа и принятия решения специалистам конкурирующей компании. Именно поэтому, говоря о создании единой информационной среды грузовых авиаперевозок, обязательно необходимо оценивать ее уровень нейтральности.

Безусловно, нейтральная информационная среда должна обеспечивать и нейтральность к используемым на авиапредприятии информационным системам, компонентам и технологиям. Именно потому столь нужны и важны отраслевые и корпоративные стандарты информационного взаимодействия, что они помогают сократить расходы авиапредприятия на информационную интеграцию, не отказываясь от тех или иных информационных продуктов, которые уже внедрены и используются в работе. Во всяком случае, такой отказ и решение замены используемых информационных систем не должны становиться следствием функционирования в нейтральной информационной среде. Последнее очень часто можно наблюдать на авиационном рынке, в том числе и у ведущих мировых, позиционируемых как «нейтральные» информационных компаний. Решение о замене используемых информационных систем должно лежать в формальной плоскости качества, надежности, безопасности, эффективности и пр. Оно должно приниматься самим авиапредприятием и нейтральная информационная среда должна только помогать такому выбору.

Наконец, еще несколько очень важных моментов. Нейтральная информационная среда должна функционировать на очень строгой договорной базе, обеспечивающей гарантии конфиденциальности, надежности и безопасности. Нейтральная информационная среда должна поддерживать электронную доверительную среду технологического информационного обмена, при необходимости, защищая его сертификатами ЭЦП ведомственных или корпоративных удостоверяющих центров. Нейтральная информационная среда должна поддерживать эффективное и непрерывное развитие информационных технологий и стандартов информационного взаимодействия. В век бурного развития логистических и информационных технологий можно утверждать, что нейтральная информационная среда технологически сложных процессов – это продукт информационно-логистического аутсорсинга, прототип перспективных технологий логистического провайдера пятого уровня (5PL).

Зубаков Г.В., Директор, Международный логистический клуб
Круглая Г.В., Исполнительный директор, ООО «Эскорт»
Статья опубликована в журнале «Логистика», № 2 / 2014, раздел
«Информационные технологии»
http://www.logistika-prim.ru/sites/default/files/18-19_9.pdf